Uncategorised
Видео-трансляция
Владимир Васильевич Тюрин
Владимир Васильевич Тюрин
Владимир Васильевич Тюрин родился 27 ноября 1929 г. в г. Грозный Чечено-Ингушской АССР. После окончания средней школы он поступил на литературный факультет Грозненского государственного педагогического института. С 1953 по 1956 г. обучался в аспирантуре Института русской литературы в Ленинграде, по окончании работал там же на должности младшего научного сотрудника-экскурсовода Литературного музея данного института.
В 1963 г. Владимир Васильевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Новгородский цикл произведений Г. И. Успенского». В Новгородском государственном педагогическом институте В. В. Тюрин работал с 1959 г. ассистентом, с 1962 по 1966 г. – старшим преподавателем, с 1968 г. – доцентом кафедры русской и зарубежной литературы. Занимался научно-исследовательской работой, читал лекционные курсы «Русская литература второй половины XIX века», «История русской критики», спецкурс «Литературное краеведение», вел спецсеминары по творчеству И. С. Тургенева и А. П. Чехова. С 1995 по 2003 г. В. В. Тюрин работал в должности профессора по кафедре русской классической литературе в НовГУ.
Научно-педагогическую деятельность В. В. Тюрин сочетал с писательской, литературно-краеведческой работой. Его творчество в основном было посвящено культуре и литературе Новгородской земли. Книги опубликованы в издательствах Москвы и Ленинграда, статьи – в журналах «Нева», «Москва», «Вопросы литературы», «Октябрь» и др., в сборнике «Ученые записки НГПИ», сборниках материалов научных конференций, в газетах «Новгородская правда», «Новгородский комсомолец» и др. Он соавтор сборника Министерства культуры РСФСР «Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР», куда вошли 14 его статей. Сборник имеет особую значимость по увековечению и защите историко-культурного наследия Новгородской области. С 1991 г. Владимир Васильевич – член Союза писателей РФ.
В. В. Тюрин много времени уделял общественной работе. Он являлся членом художественных советов Областного театра драмы, Областной филармонии, председателем научно-методического совета по пропаганде вопросов художественной культуры при правлении областной организации общества «Знание», литературным консультантом областного литобъединения «Радуга», где проводил большую работу с начинающими авторами. Владимир Васильевич организовал творческую лабораторию для одаренных учеников многопрофильной гимназии № 2, был организатором и председателем жюри литературно-творческих конкурсов для учащихся школ.
В. В. Тюрин проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию на тему «Подвиг советской литературы во время Великой Отечественной войны». Им установлено более 300 имен писателей, защищавших Новгородскую землю. Владимир Васильевич создал фонотеку голосов новгородских писателей, аналогов которой нет в других городах.
Сложно перечислить весь спектр творчества и деятельности Владимира Васильевича Тюрина. За свои труды Владимир Васильевич удостоен заслуженных наград и званий. Он отличник народного образования РСФСР, Заслуженный работник культуры РФ, награжден почетными грамотами, медалями, знаками отличия.
В. В. Тюрин умер в апреле 2003 г.
Волгоград
Совсем скоро пробьют куранты,
Грохнут залпом салюты, загорятся огни.
Кто-то будет просить о счастье,
Кто-то с дрожью шептать: «Верни».
Кто-то зло усмехнётся экрану
И заноет про новую смену программ.
Кто-то даже взгрустнёт поначалу,
А минуту спустя, грусть окупится шумом реклам.
Да, всё ясно, повсюду найдутся звери,
Кто не зная ни капли из нынешних тех новостей,
Будет в беды чужие не верить,
И винить тех неведомых «из властей».
Волгоград, ты величием славы нетленный,
Древний город, святая твердыня войны!
В пору сражений не был ты пленным,
Не стоял покоренным на расстрел у стены.
Знаем, ныне войны голоса поутихли,
Но беда не минула тебя.
Наши руки дрожат, в нашем голосе хрипы,
В Волгограде – теракт.
Услышь, волгоградец! Сердца наши бьются,
В горле комом огромным надрывно стуча,
Не до смеха и счастья, не до праздничных улиц,
Наши руки от вашего горя дрожат.
Между нами огромное море пространства,
Но мы горем одним и тоскою полны.
И на разных концах моего государства,
К холодному камню приносят живые цветы.
Георгий Тейс «Из семейного альбома...»
Фильм о судьбе рода Тейсов на Hовгородской земле. http://www.youtube.com/watch?v=8r0oSZAuCyw
Автор посвящает его своему прадеду Николаю Георгиевичу Тейсу, которому в 2013 году исполнилось бы 100 лет со дня рождения.
В августе 1941 года в дни обороны Новгорода Николай Георгиевич Тейс был организатором эвакуации в тыл колоколов Софийской звонницы Новгородского Кремля.
Воевал, награжден 4 орденами и 14 медалями, после войны восстанавливал город из руин, строил и был первым директором Новгородского химкомбината.
18 января 1994 года Николаю Георгиевичу было присвоено звание «Почетный гражданин Великого Новгорода»
Голосуйте за нашего Народного участкового!
1 ноября стартовал финал конкурса "Народный участковый". Новгородскую область на нем представляет участковый уполномоченный полиции УМВД России по г. Великий Новгород Сергей Хромов.
Общественный совет при УМВД России по Новгородской области обращается с просьбой поддержать лично нашего конкурсанта и отдать свой голос за «Народного участкового» Новгородской области – Сергея Хромова.
Проголосовать за нашего земляка – лучшего народного участкового уполномоченного полиции из Новгородской области Сергея Хромова можно, перейдя по ссылке: http://www.kp.ru/daily/26598/3614278/
Для голосования необходимо:
1. авторизоваться на сайте «Комсомольской правды» с помощью одной из социальных сетей
2. найти в списке участников Сергея Хромова и поставить ему "лайк" (нажать на значок в виде сердца на фотографии участкового).
Голосование закончится 10 ноября. Победителем станет участковый уполномоченный полиции с наивысшим индексом доверия граждан, который подсчитывается исходя из соотношения количества проголосовавших за конкретного участника и общего числа граждан, проживающих в субъекте Российской Федерации.
Григорий Князев
Студент 5-го курса филологического факультета.
Участник Литклуба при НовГУ,
участник ЛитО Галины Сергеевны Гампер (Санкт-Петербург).
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=456729
СТИХИ:
* * *
Зимней Ладоги белое море
В первый день наступившего года!
На таком небывалом просторе
Аномальна дневная погода:
Зимней радуги отсветы – или
Облака, что мрачнее, чем ели...
Мы здесь кофе из термоса пили
И в далекую бухту смотрели.
Даже ветер особенный – с юга,
Ну и как удержаться от бега?!
А поодаль – тревожилась вьюга,
И творожились капельки снега.
Через час, провожая дорогу,
Уходящую в прошлое, взглядом,
Мы спешили к родному порогу.
Год назад. Если вслушаться – рядом...
До чего ж фонари одноплечи!
На опасных ты спишь поворотах.
А потом ты очнулась при встрече
С нашей дачей – от шума в воротах.
И тогда, впечатлившись походом,
Мы не верили дому и саду,
К необъятным тянулись мы водам,
Голубиную пили прохладу.
Так и слышу: готовься, готовься
К наводнению, будучи в лодке,
К этой жизни, растерянной вовсе,
Где утрата подобна находке!..
* * *
Марине Елисеевой
У нас еще зима на полземли.
По крайней мере – на одну шестую.
Инертно время: сколько ни моли,
Не хватит благ – и я не протестую.
Пусть почву напряженную, густую
Большие снегопады замели!
Горбатым книгам в полках тесно тут,
Им не по вкусу воздуха суровость.
Мои друзья – мой лучший институт,
Тревожна их страстей километровость...
Но рядом на стене мелькнула новость:
А в Веймаре – подснежники цветут!
* * *
Даже блюдце на столике плоско.
На заплаканном блюдце свеча
Выгорает до капельки воска.
Щурю глаз, чтоб достать до луча.
Сердце свечки отчаянно бьется –
Как ни жалко печальницы той,
От которой фитиль остается,
Где тянул я свой луч золотой.
Мягко клонится тонкое тело...
Хоть дыши на него, хоть туши,
Истлевает оно до предела –
До предела певучей души.
От подобного трепета, жара,
Что коснулся меня и обнял,
Как в минуты высокого дара –
Я Вселенную взглядом объял.
И светили мне тихие звезды,
Чтобы высветить весь небосвод,
Чтобы мой утешительный воздух
Знал созвездия красок и нот,
Чтоб вернуться в свой угол, туда же,
Где, как лист, колыхался огонь,
Чтоб забыться на время... и даже
Протянуть в это пламя ладонь,
Чтоб увидеть свое отраженье
В тонком блюдце, почти на мели...
Будто лучшее в мире решенье –
Вечный путь: от земли – до земли!..
* * *
К нам теперь на балкон прилетают птицы,
К нам стучатся высокие гостьи с неба.
Ты несешь им пшено, и скрипят половицы.
Ты несешь им любовь и остатки хлеба.
И они на лету привыкают к пище,
Хоть и пища наша, скорей, эфемерность.
Но они к нам спешат, как в свое жилище, –
И легки на подъем, и щедры на верность.
Так они нам приносят важные вести
О счастливейших днях: что счастливей – не будем,
И о том еще, что мы все-таки вместе...
И хоть машешь птенцам, а выходит – людям.
И кого только нет в этой птичьей схватке
За вниманье твое! И у каждой стайки
Свой добытчик-вожак и свои повадки.
Ты же делишь и хлеб, и зерно без утайки.
И они навещают тебя всё чаще
В эту полувесну, в эту недосырость...
Не поверить вблизи, что они настоящи,
Что они нас целуют за легкую сытость!..
Гуреев Максим Вячеславович
Кандидат философских наук, доцент философского факультета ФГБОУ «НовГУ имени Ярослава Мудрого». Публикации в научных изданиях: с 2005 года. Публикации в художественных изданиях (Великий Новгород, Санкт-Петербург, Гатчина, Новокузнецк ...): с 2006 года (литературные журналы и альманахи «Страна Озарение», «Мост», «Отражение», «Все поэты Новгородской области», «Открытая дверь», литсборники НовГУ). Лауреат различных научных и литературных конкурсов.
Д.М. Балашов (1927-2000 гг.)
Исследователь народной культуры, русский писатель, историк, Почетный гражданин Великого Новгорода, кавалер ордена "Знак Почета", лауреат премии имени Л. Н. Толстого, Большой российской литературной премии.
Родился в Ленинграде в семье актера и художницы. Окончив театроведческое отделение Ленинградского театрального института, работал преподавателем в Вологодской и Новгородской культпросветшколах. В 1950 г. вернулся в Ленинград, где пробовал свои силы в самых разных областях деятельности. В 1957 – 1960 гг. – аспирант отделения фольклора Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию «Древняя русская эпическая баллада». По окончании аспирантуры Балашов переехал в Петрозаводск, где работал научным сотрудником Карельского филиала АН СССР (по 1968 г.). Результатом научных исследований и экспедиций стали изданные Д. М. Балашовым книги: «Народные баллады» ( 1963), «История развития жанра русской баллады» ( 1966), «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря» (1969), «Сказки Терского берега» (1970), «Как собирать фольклор» (1971), «Русские народные баллады» (1983), «Русская свадьба» (1985) и др.
Дмитрий Балашов – выдающийся общественный деятель. Он был одним из организаторов и активных членов Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры и Фонда славянской письменности и культуры.
К литературному творчеству обратился на сороковом году жизни. Первая его повесть «Господин Великий Новгород» вышла в 1967 г. в журнале «Молодая гвардия», а в 1972 г. появился первый исторический роман "Марфа-посадница."
Главный труд Балашова-художника – цикл романов - «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1989), «Похвала Сергию» (1992), «Святая Русь» (1991 – 1993). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 г. (кончина св. Александра Невского) по 1380-е гг. Именно в «Государях Московских», впервые в русской художественной литературе, мир русского средневековья воссоздан с непревзойденной степенью полноты, исторической достоверности. Цикл стал также художественным воплощением исторических и этнических гипотез Л. Гумилева. В художественной ткани романов раскрываются и духовные, и социальные, и культурные факторы бытия народа, отнюдь не сводимые к всплескам пассионарной энергии.
Сочетая в себе талант художника и филолога-профессионала, Балашов превращает язык своих романов в гибкий инструмент для передачи духа и понятий эпохи. Точность в передаче событий ушедших времен – основное отличие Д.М.Балашова от других исторических романистов.
Талант писателя многообразен: его перу принадлежат не только повести и исторические романы, но и лирические стихотворения, и публицистические произведения.
К публицистике Д. М. Балашов обратился в 70 -90-х годах, в переломное для страны время. О чем бы ни писал автор, думал он о России, ее настоящем и будущем и считал, что спасет Родину идея общего служения.
Д. М. Балашов тесно связан с Новгородом жизнью и творчеством. Именно новгородской истории он посвятил свои первые художественные произведения. Повесть "Господин Великий Новгород" (1967) посвящена жизни новгородского общества XIII в. с его духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры, роман «Марфа-посадница» (1972) - присоединению Новгорода к Московскому Великому княжеству (период с 1470 по 1478 г.). Опираясь на труды В. Л. Янина («Новгородские посадники» и др.), Балашов показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, распри среди руководителей боярской республики, трагический образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с Москвой.
С 1984 г. Д. М. Балашов жил в Новгороде. В этом же году снялся в роли художника в фильме «Господин Великий Новгород». В 1988 г. был в числе организаторов в Новгороде Праздника славянской письменности и культуры.