Архивная версия сайта

Выставка к юбилею композитора Антония Степановича Аренского

афиша Аренский-01

В читальном зале Новгородской областной библиотеки работает выставка «Люблю музыку…», посвящённая 160-летию композитора, пианиста, дирижёра, общественного деятеля Антония Степановича Аренского, родившегося в Новгороде 30 июля (12 августа) 1861 года. На выставке представлены книги, ноты, периодика, фотографии, копии документов из фондов областной научной библиотеки и музея А.С. Аренского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова НОКИ  им.С.В. Рахманинова.

Справки: 77-36-59, отдел литературы по искусству

Вход свободный

Антоний Степанович Аренский учился в Новгородской мужской классической гимназии им. Александра I, окончил Петербургскую консерваторию, преподавал в Московской консерватории, был управляющим Придворной певческой капеллой. Его произведения с детства знакомы тем, кто учится музыке. В Великом Новгороде имя А.С. Аренского носят детская музыкальная школа и Новгородская филармония.

Во многих изданиях прошлых лет дата рождения А.С. Аренского указана с ошибкой, на месяц раньше. На выставке представлены копии  2-х документов, свидетельствующих  в пользу даты, приведённой выше. Выставка названа словами самого Антония Степановича, писавшего жене: «Люблю музыку и желаю сделать  для  нее  то, что  могу, что в моих силах.» (ноябрь 1902 г.)

Антон (Антоний) Степанович Аренский                                              

(30 июля (12 августа) 1861 - 12 (25) февраля 1906)

  Один из ярких музыкальных представителей «серебряного века», композитор, педагог и пианист А.С. Аренский родился и провел детство в Новгороде. С нашим городом связаны не только первые музыкальные впечатления будущего композитора (его родители были талантливыми музыкантами-любителями и часто устраивали в своем доме музыкальные вечера), но и его первые публичные выступления, и первые творческие опыты (квартет для фортепиано, скрипки, флейты и виолончели, хоровая песня). В 1872 г. семья Аренских вынуждена была переехать в Петербург, а в 1879 г. Антон стал студентом Петербургской консерватории по классу специальной теории, где занимался композицией у нашего земляка Н.А. Римского-Корсакова.

В 1882 г., после завершения учебы, молодого композитора пригласили преподавать в Московскую консерваторию. За двенадцать лет работы в консерватории Аренский воспитал целую плеяду талантливых учеников, среди которых музыканты, составляющие гордость отечественной культуры - еще один наш земляк С. Рахманинов, а также А. Скрябин, Н. Метнер, А. Гречанинов, А. Гедике, Р. Глиэр, И. Левин, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, М. Пресман, Евгения и Елена Гнесины, Л. Николаев, К. Сараджев, Н. Ладухин и др. Для учебного процесса Аренским был создан ряд пособий, в том числе «Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии», не потерявший своего дидактического значения и поныне. Наряду с преподавательской деятельностью Аренский в этот период активно сочиняет - создает две симфонии (первую, си-минорную, он посвящает отцу), оперы «Сон на Волге» и «Рафаэль», три сюиты для оркестра, вариации на тему Чайковского «Был у Христа-младенца сад», фортепианные пьесы и романсы.

         Особый период профессиональной деятельности Аренского связан с Петербургом, с работой управляющим Придворной певческой капеллой. За время его руководства (1895-1901) Капелла добилась значительных успехов творческого плана: расширилась концертная деятельность, более разнообразным стал репертуар. В это время композитором были созданы многочисленные произведения для хора, музыка к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», балет «Ночь в Египте», впоследствии украсивший Дягилевские сезоны в Париже, а также знаменитая Фантазия на темы И. Т. Рябинина для фортепиано с оркестром.

В начале 1900-х гг. Аренский совершил ряд гастрольных поездок по городам России, выступая с исполнением собственных сочинений как солист-пианист либо в составе камерного ансамбля.

Успешно начавшуюся концертную деятельность Аренскому пришлось прервать из-за резкого ухудшения состояния здоровья, вызванного туберкулезом. Однако и во время лечения в Ницце композитор продолжает напряженно работать - завершает оперу «Наль и Дамаянти», начинает работу над музыкой к шекспировской «Буре», создает Три мелодекламации на тексты тургеневских стихотворений в прозе (посвящены В.Ф. Комиссаржевской), фортепианное трио № 2, 12 этюдов для фортепиано ор.74. В этот же период, находясь вдали от родины, Аренский выступил в защиту своего учителя Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из числа профессоров Санкт-Петербургской консерватории за поддержку протестующего студенчества.

Ассоциация региональных библиотечных консорциумов Система ГАРАНТ Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Сводный каталог периодики библиотек России КонсультантПлюс ИРБИС

 Центральные библиотеки субъектов РФ Российская библиотечная ассоциация Электронно-библиотечная система Культура Гранты России-245 5