Архивная версия сайта
Выставка к юбилею композитора Антония Степановича Аренского
- Подробности
- 12 Июль 2021
В читальном зале Новгородской областной библиотеки работает выставка «Люблю музыку…», посвящённая 160-летию композитора, пианиста, дирижёра, общественного деятеля Антония Степановича Аренского, родившегося в Новгороде 30 июля (12 августа) 1861 года. На выставке представлены книги, ноты, периодика, фотографии, копии документов из фондов областной научной библиотеки и музея А.С. Аренского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова НОКИ им.С.В. Рахманинова.
Справки: 77-36-59, отдел литературы по искусству
Вход свободный
Антоний Степанович Аренский учился в Новгородской мужской классической гимназии им. Александра I, окончил Петербургскую консерваторию, преподавал в Московской консерватории, был управляющим Придворной певческой капеллой. Его произведения с детства знакомы тем, кто учится музыке. В Великом Новгороде имя А.С. Аренского носят детская музыкальная школа и Новгородская филармония.
Во многих изданиях прошлых лет дата рождения А.С. Аренского указана с ошибкой, на месяц раньше. На выставке представлены копии 2-х документов, свидетельствующих в пользу даты, приведённой выше. Выставка названа словами самого Антония Степановича, писавшего жене: «Люблю музыку и желаю сделать для нее то, что могу, что в моих силах.» (ноябрь 1902 г.)
Антон (Антоний) Степанович Аренский
(30 июля (12 августа) 1861 - 12 (25) февраля 1906)
Один из ярких музыкальных представителей «серебряного века», композитор, педагог и пианист А.С. Аренский родился и провел детство в Новгороде. С нашим городом связаны не только первые музыкальные впечатления будущего композитора (его родители были талантливыми музыкантами-любителями и часто устраивали в своем доме музыкальные вечера), но и его первые публичные выступления, и первые творческие опыты (квартет для фортепиано, скрипки, флейты и виолончели, хоровая песня). В 1872 г. семья Аренских вынуждена была переехать в Петербург, а в 1879 г. Антон стал студентом Петербургской консерватории по классу специальной теории, где занимался композицией у нашего земляка Н.А. Римского-Корсакова.
В 1882 г., после завершения учебы, молодого композитора пригласили преподавать в Московскую консерваторию. За двенадцать лет работы в консерватории Аренский воспитал целую плеяду талантливых учеников, среди которых музыканты, составляющие гордость отечественной культуры - еще один наш земляк С. Рахманинов, а также А. Скрябин, Н. Метнер, А. Гречанинов, А. Гедике, Р. Глиэр, И. Левин, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, М. Пресман, Евгения и Елена Гнесины, Л. Николаев, К. Сараджев, Н. Ладухин и др. Для учебного процесса Аренским был создан ряд пособий, в том числе «Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии», не потерявший своего дидактического значения и поныне. Наряду с преподавательской деятельностью Аренский в этот период активно сочиняет - создает две симфонии (первую, си-минорную, он посвящает отцу), оперы «Сон на Волге» и «Рафаэль», три сюиты для оркестра, вариации на тему Чайковского «Был у Христа-младенца сад», фортепианные пьесы и романсы.
Особый период профессиональной деятельности Аренского связан с Петербургом, с работой управляющим Придворной певческой капеллой. За время его руководства (1895-1901) Капелла добилась значительных успехов творческого плана: расширилась концертная деятельность, более разнообразным стал репертуар. В это время композитором были созданы многочисленные произведения для хора, музыка к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», балет «Ночь в Египте», впоследствии украсивший Дягилевские сезоны в Париже, а также знаменитая Фантазия на темы И. Т. Рябинина для фортепиано с оркестром.
В начале 1900-х гг. Аренский совершил ряд гастрольных поездок по городам России, выступая с исполнением собственных сочинений как солист-пианист либо в составе камерного ансамбля.
Успешно начавшуюся концертную деятельность Аренскому пришлось прервать из-за резкого ухудшения состояния здоровья, вызванного туберкулезом. Однако и во время лечения в Ницце композитор продолжает напряженно работать - завершает оперу «Наль и Дамаянти», начинает работу над музыкой к шекспировской «Буре», создает Три мелодекламации на тексты тургеневских стихотворений в прозе (посвящены В.Ф. Комиссаржевской), фортепианное трио № 2, 12 этюдов для фортепиано ор.74. В этот же период, находясь вдали от родины, Аренский выступил в защиту своего учителя Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из числа профессоров Санкт-Петербургской консерватории за поддержку протестующего студенчества.