Архивная версия сайта
Д.М. Балашов (1927-2000 гг.)
Исследователь народной культуры, русский писатель, историк, Почетный гражданин Великого Новгорода, кавалер ордена "Знак Почета", лауреат премии имени Л. Н. Толстого, Большой российской литературной премии.
Родился в Ленинграде в семье актера и художницы. Окончив театроведческое отделение Ленинградского театрального института, работал преподавателем в Вологодской и Новгородской культпросветшколах. В 1950 г. вернулся в Ленинград, где пробовал свои силы в самых разных областях деятельности. В 1957 – 1960 гг. – аспирант отделения фольклора Института русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию «Древняя русская эпическая баллада». По окончании аспирантуры Балашов переехал в Петрозаводск, где работал научным сотрудником Карельского филиала АН СССР (по 1968 г.). Результатом научных исследований и экспедиций стали изданные Д. М. Балашовым книги: «Народные баллады» ( 1963), «История развития жанра русской баллады» ( 1966), «Русские свадебные песни Терского берега Белого моря» (1969), «Сказки Терского берега» (1970), «Как собирать фольклор» (1971), «Русские народные баллады» (1983), «Русская свадьба» (1985) и др.
Дмитрий Балашов – выдающийся общественный деятель. Он был одним из организаторов и активных членов Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры и Фонда славянской письменности и культуры.
К литературному творчеству обратился на сороковом году жизни. Первая его повесть «Господин Великий Новгород» вышла в 1967 г. в журнале «Молодая гвардия», а в 1972 г. появился первый исторический роман "Марфа-посадница."
Главный труд Балашова-художника – цикл романов - «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1989), «Похвала Сергию» (1992), «Святая Русь» (1991 – 1993). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 г. (кончина св. Александра Невского) по 1380-е гг. Именно в «Государях Московских», впервые в русской художественной литературе, мир русского средневековья воссоздан с непревзойденной степенью полноты, исторической достоверности. Цикл стал также художественным воплощением исторических и этнических гипотез Л. Гумилева. В художественной ткани романов раскрываются и духовные, и социальные, и культурные факторы бытия народа, отнюдь не сводимые к всплескам пассионарной энергии.
Сочетая в себе талант художника и филолога-профессионала, Балашов превращает язык своих романов в гибкий инструмент для передачи духа и понятий эпохи. Точность в передаче событий ушедших времен – основное отличие Д.М.Балашова от других исторических романистов.
Талант писателя многообразен: его перу принадлежат не только повести и исторические романы, но и лирические стихотворения, и публицистические произведения.
К публицистике Д. М. Балашов обратился в 70 -90-х годах, в переломное для страны время. О чем бы ни писал автор, думал он о России, ее настоящем и будущем и считал, что спасет Родину идея общего служения.
Д. М. Балашов тесно связан с Новгородом жизнью и творчеством. Именно новгородской истории он посвятил свои первые художественные произведения. Повесть "Господин Великий Новгород" (1967) посвящена жизни новгородского общества XIII в. с его духовным и бытовым укладом, языком новгородцев той поры, роман «Марфа-посадница» (1972) - присоединению Новгорода к Московскому Великому княжеству (период с 1470 по 1478 г.). Опираясь на труды В. Л. Янина («Новгородские посадники» и др.), Балашов показал внутренний кризис новгородского вечевого устройства, распри среди руководителей боярской республики, трагический образ Марфы, пытающейся объединить силы в борьбе с Москвой.
С 1984 г. Д. М. Балашов жил в Новгороде. В этом же году снялся в роли художника в фильме «Господин Великий Новгород». В 1988 г. был в числе организаторов в Новгороде Праздника славянской письменности и культуры.