Архивная версия сайта

В Валдае прошел круглый стол «Содружество школы и библиотеки в поддержке и развитии чтения: читаем классику»

Зональный круглый стол «Содружество школы и библиотеки в поддержке и развитии чтения: читаем классику», посвящённый Году литературы в России, прошел 24 сентября 2015 г. на базе Центральной районной библиотеки им. Б.С. Романова Валдайского муниципального района. В круглом столе приняли участие библиотечные работники Валдайского, Окуловского, Крестецкого, Мошенского, Боровичского, Хвойнинского, Пестовского муниципальных районов и г. Боровичи, а также учителя русского языка и литературы и школьный библиотекарь (г. Валдай).

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились Е.А. Гаврилов, заместитель главы администрации, С.В. Дмитриева, председатель комитета культуры и туризма, и Е.М. Шевченко, главный специалист комитета образования администрации Валдайского муниципального района.

М.В. Григорьева, зав. отделом Окуловского межпоселенческого информационно-библиотечного центра, рассказала о современных формах популяризации русской классической литературы в работе с молодёжью, которая ведется через квесты, литературные чтения (Бианковский праздник, Толстовские чтения), имена писателей-классиков, связанных с окуловской землей, через презентации с использованием отрывков из художественных фильмов, спектаклей, аудиодисков. Рассказала о работе театра книги «Светъ» при библиотеке, который стимулировал интерес подростков и молодёжи к чтению, о работе литературного клуба библиотеки, который подростки приобщает подростков к миру классической литературы.

М.П. Малофеева, зав. отделом Крестецкой центральной районной библиотеки, проинформировала слушателей, как они приобщают молодое поколение к чтению через разнообразные программы литературной гостиной, через Хлебниковские и Сологубовские чтения, приглашение местных писателей на встречу с молодёжью, задавая вопрос «с чего они начинали знакомство с классикой».

Библиотекарь гимназии (г. Валдай) М.А. Лебедева раз в два года проводит среди старшеклассников опрос «Читают ли они классическую литературу?». Последнее анкетирование показало, что 91% её читают: предусмотренную учебной программой читают 55%, читают не всегда - 35%, вообще не читают - 4%. Положительные результаты чтения классики – пополнение словарного запаса, расширение кругозора, дети черпают знания для своего жизненного опыта, для развлечения. 8% детей считают, что классическая литература не нужна. Среди любимых писателей – на первом месте – Ф.М. Достоевский, далее идут А.С. Пушкин, А.П. Чехов, А.Н. Островский и т.п. Среди любимых произведений старшеклассники назвали «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова, «Войну и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и др. Среди зарубежных писателей лидируют «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери и произведения У. Шекспира.

Дополнил тему опросов анализ, сделанный Т.В. Васильевой, ведущим библиотекарем Центральной районной библиотеки им. В.Н. Ганичева Пестовского муниципального района. На вопрос, читает ли молодёжь классическую литературу, 88% ответили утвердительно, 12% -ответили «нет». Только у 2% детей – личный интерес к этой литературе. Наибольшее впечатление произвели на школьников «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (15%), «Война и мир» Л.Н. Толстого (13%), «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (11%) и др. Среди любимых героев называется Г. Печорин, Е. Онегин, А. Болконский. У 12% таких героев не оказалось.

N01102015.1.1N01102015.1.2N01102015.1.3N01102015.1.4

На вопрос «Что можно сделать, чтобы дети хотели читать классику?» постарались ответить Н.А. Иванова, зав. сектором читального зала Детского филиала (г. Валдай), и Е.Е. Журавлёва, учитель русского языка и литературы школы №2 Валдайского муниципального района. Детская библиотека для продвижения произведений классической литературы проводит литературные игры, фольклорные и краеведческие часы, литературные чтения, дети участвуют в инсценировках. При библиотеке работают клубы «Свеча» (для детей 5-7 кл.) и «Возрождение» (8-9 кл.). Ребята придумали лицейский журнал Пушкина, в котором пишут свои впечатления от пушкинских произведений и, в частности, о его лицейском периоде.

Е.Е. Журавлёва обратила внимание на то, что для того, чтобы дети хотели читать классику, надо сначала заставить её читать учителя, чтобы он мог заинтересовать детей. Необходимо, чтобы дети почувствовали, что ты не просто отводишь урок, а тебе это нравится, заинтересовать ребёнка чтением классических произведений. Сегодня детей надо пестовать, чтобы они хотели читать. Для этого в школе ребятам предлагают составить антологии по произведения классики, например, Серебряного века. Детям, чтобы её составить, необходимо прочитать эти произведения. В 11 классе готовят инсценировки по произведениям классической литературы – она становится ближе и понятнее детям. Тесные контакты связывают школу с библиотекой уже на протяжении многих лет.

«Читает ли современная молодёжь классику? С чего лучше начать чтение?» - на этот вопрос ответила Т.К. Потагина, учитель русского языка и литературы СОШ №1 им. М. Аверина (г. Валдай). Она сравнила литературу с родниковой и газированной водой. Классика – это родниковая вода. Может и не полностью, в усеченном виде, но читают её все дети. Кто привыкает читать, тот читает её и будучи взрослым. И он понимает уже разницу между родниковой водой и газированной. В качестве примера в одном из своих классов Татьяна Константиновна задала вопрос ученику, что он читает? И он сказал, что только закончил чтение «Портрета Дориана Грея» О. Уайльда. И они в классе вдвоём стали обсуждать это произведение, все остальные молча слушали, не совсем понимая что происходит. А в этом году книгу в классе прочитали большинство учащихся. Дело учителя – научить читать и понимать классику. Очень тесно учителя работают с библиотекой.

В Боровичской центральной районной библиотеке прививают любовь к классике через поэзию. В библиотеке разработаны программы для подростков: «Поэзия ХХ века», «Поэт и время».

Основная задача – не только рассказать о творчестве поэта, но и сопоставить со страницами его жизни.

На вопрос, что предпочитают молодые люди: книгу или фильм по произведению, в г. Боровичи большинство проголосовали за фильм, 12% ответили – и то, и другое, 5% - ничего не ответили. Одной из главных причин отказа от чтения - посмотреть быстрее. Нередко после просмотра фильма молодёжь приходит в библиотеку за книгой, желая её прочесть.

Ведущий библиотекарь Анциферовского сельского филиала Хвойнинского района на вопрос о сотрудничестве библиотеки и школы по продвижению классической литературы, рассказала о проведении читательских конференций, презентаций книг, литературных утренников, литературных конференций, инсценировок по произведениям писателей-классиков и т.п.

В.М. Зайцева, ведущий библиотекарь Межпоселенческой библиотеки им. Б.С. Романова (г. Валдай), на этот же вопрос ответила, что они ведут работу по рекомендации книги в наглядных формах и используют медийные ресурсы. Использование медийных форм позволяет приблизить книгу к молодому читателю: «Смотрим фильм – читаем книгу» - такие выставки постоянно проходят в библиотеке. Среди форм продвижения классической литературы назывались читательские конференции, литературные встречи и часы, конкурсы чтецов и т.п.

Круглый стол показал, что классику дети читают, но их нужно заинтересовать произведениями классической литературы. И в данном направлении содружество школы и библиотеки эффективно сказывается на продвижении книги.

Ассоциация региональных библиотечных консорциумов Система ГАРАНТ Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Сводный каталог периодики библиотек России КонсультантПлюс ИРБИС

 Центральные библиотеки субъектов РФ Российская библиотечная ассоциация Электронно-библиотечная система Культура Гранты России-245 5