Архивная версия сайта

Книжная выставка «Павел Иванович Юкин»

N21012015.1В отделе краеведения Новгородской областной универсальной научной библиотеки открылась книжная выставка «Павел Иванович Юкин: художник-реставратор, мастер-иконник, исследователь древнерусской живописи». Выставка продлится до 5 февраля.

П. И. Юкин (1883/85 – 1945) – художник-реставратор, с 1918 по 1931 год - член Комиссии по раскрытию и сохранению памятников древнерусской живописи Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ).

На выставке представлено более 30 изданий, в которых содержатся сведения о жизни и творчестве художника-реставратора.

Наиболее полно биография П. И. Юкина изложена в статье И. Л. Кызласовой «О Павле Ивановиче Юкине (1883 – 1945)» (Новгородский архивный вестник. 2007. № 6). О творчестве замечательного художника-реставратора, мастера-иконника, собирателя предметов древнерусского искусства рассказывается в книгах П. П. Муратова «Древнерусская живопись. История, открытия и исследования» (М., 2005); Н. Г. Порфиридова «Новгород. 1917-1941. Воспоминания» (Л., 1987); статье Г. И. Вздорнова «Свидетели обвинения. Судьба великих русских иконостасов XV века» (Наше наследие. 2013. № 105). Имя П. И. Юкина, репрессированного в 1931 г. за членство в Новгородском обществе любителей древности, упоминается в «Книге памяти жертв политических репрессий Новгородской области. Том 6» (Новгород, 1997) - статья Г. Маркина и Г. Коваленко «Следственное дело № 76 по обвинению...».

Среди изданий, представленных на выставке, - книги и статьи из сборников по древнерусскому искусству, памятникам художественной культуры древнего Новгорода, новгородским храмам, в исследовании и реставрации которых принимал участие П. И. Юкин: Анисимов А. Этюды о новгородской иконописи (София. Журнал искусства и литературы. 1914. № 3. Март. С. 9-28); Анисимов А. Новооткрытыя фрески Новгорода (Старые годы. 1913. Дек. С. 50-55); Порфиридов Н. Г. Новые открытия в области древней живописи в Новгороде. (1918-1928) (Сборник Новгородского общества любителей древности. 1928. Вып. IX.); Дмитриев Ю. Н. Стенные росписи Новгорода и их реставрация и исследование (Практика реставрационных работ. М., 1950. С. 134-172); Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (М., 1976); Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи (М., 1977); Анисимов А. И. О древнерусском искусстве (М., 1983); Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») (Новгород, 1999); Муратов П. П. Вокруг иконы (Вздорнов Г. И. Общество «Икона» в Париже. М.; Париж, 2002. С. 116-137); Царевская Т. Ю. Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода (М., 2002); Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы (М., 2007); Царевская Т. Ю. Роспись церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси второй половины XIV века (М., 2007); Царевская Т. Ю. История изучения и реставрации церкви Николы на Липне (Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. 2009. С. 63-68) и др.

В значительной части изданий, посвященных исследованиям в области древнерусского искусства, о деятельности П. И. Юкина рассказывается кратко, иногда лишь в перечне ведущих реставраторов, главным образом Комиссии – ЦГРМ: Лазарев В. Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века (М., 1983); Царевская Т. Ю. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Великий Новгород (М., 2002); Одиноков А. Н. Новое в эпистолярном наследии Н. Г. Порфиридова: письма С. Ф. Платонову и Н. В. Смирнову (Новгородский архивный вестник. 2009. № 8. С. 73-92) и др.

К сожалению, до сих пор нет фундаментальной работы, посвященной творчеству П. И. Юкина.

N21012015.2Павел Иванович Юкин родился в Мстере. Происходил из семьи староверов поморского согласия. По окончании семилетней школы работал в иконописных мастерских, принадлежавших семьям Силиных и Цепковых. В 1904 г. переехал в Москву. С 1904 по 1908 г. работал в реставрационной мастерской братьев М. О. и Г. О. Чириковых.

Начиная с 1910 г. Юкин работал в Новгороде над раскрытием фресок XIV в. церквей Феодора Стратилата, Рождества Христова на Красном поле, Спаса Преображения на Ильине улице.

В 1912-1913 гг. вместе с А. И. Анисимовым, художником-реставратором, ученым, исследователем древнерусской художественной культуры, участвовал в раскрытии новгородских икон: «Битва суздальцев с новгородцами» («Знамение от иконы Богородицы»), «Молящиеся новгородцы», икон-таблеток из собрания Софийского собора и др.

С 1914 по 1917 г. служил рядовым кирасиром, затем членом полкового комитета. С 1918 по 1931 г. был принят в Комиссию по сохранению и раскрытию памятников древней живописи - Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ). Председателем Комиссии был И. Э. Грабарь, научным руководителем - А. И. Анисимов. В период деятельности Комиссии П. И. Юкин участвовал в работах по выявлению и сохранению памятников монументальной живописи во многих древнерусских городах: церквей Рождества Богородицы Антониева монастыря, Спаса-Преображения, Николы на Липне, Рождества Христова на Красном поле, Благовещения на Мячине и других в Новгороде; Спасо-Преображенского Мирожского монастыря; Дмитровского и Успенского соборов во Владимире; Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; Спасо-Преображенского Спасского монастыря в Ярославле; Благовещенского и Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря в Московском Кремле и др.

В 1923 г. П. И. Юкин был участником реставрационной экспедиции Главмузея в Новгороде. В это время им были сделаны первые пробные расчистки древней стенописи церкви Семиона Богоприимца в Зверином монастыре.

В 1929 г. Юкин сопровождал выставку русских икон, проходящую в Лондоне, участвовал в консультациях по технике древнерусской иконописи.

С марта 1931 по 1933 г. отбывал ссылку на Севере (в Котласе). Был арестован за участие в Новгородском Обществе любителей древности.

По окончании ссылки продолжил работу по реставрации и укреплению памятников монументальной живописи в древнерусских городах. За время работы над памятниками художественной культуры Древней Руси раскрыл сотни икон и множество фресок, в т. ч. древнейших. Число укрепленных им памятников не поддается учету. Памятники древнерусской монументальной живописи в Новгороде в 1920-30-е годы в значительной части были раскрыты и укреплены П. И. Юкиным.

По словам П. П. Муратова, Юкин не просто принадлежал «к драгоценному для нашей культуры цеху» реставраторов, но уже в самом начале 20-х гг. заставил говорить о себе как об известном, и даже как об одном из числа пяти-шести «совершенно исключительных мастеров», обладавших превосходным прирожденным вкусом. Этот «превосходный мастер-иконник» «положительно собственноручно раскрыл весь доныне раскрытый Новгород» (Муратов П. П. Древнерусская живопись. История, открытия и исследования. М., 2005).

Ассоциация региональных библиотечных консорциумов Система ГАРАНТ Ассоциация региональных библиотечных консорциумов. Сводный каталог периодики библиотек России КонсультантПлюс ИРБИС

 Центральные библиотеки субъектов РФ Российская библиотечная ассоциация Электронно-библиотечная система Культура Гранты России-245 5